Пресса о колледже

Представляем учебное заведение «Минский государственный художественный колледж имени А. К. Глебова»

Республиканский ежемесячный журнал «Кем быть?»

Чтобы сотворить шедевр, одного лишь вдохновения недостаточно. Требуется знание техники, широкий кругозор и умение мыслить. В одиночку изучить мировую и национальную культуру и раскрыть свой потенциал не всегда возможно. Помощь рядом: в Минском государственном художественном колледже имени А. К. Глебова и научат, и подскажут, и вдохновят. О том, какие есть специальности и как проходит обучение, рассказал директор колледжа Шантарович Александр Валерьевич.

Александр Шантарович
Александр Шантарович

– Александр Валерьевич, какие специальности есть в колледже?

– У нас 4 специальности: «Дизайн», «Живопись», «Скульптура», «Декоративно-прикладное искусство». Все они популярны, об этом говорит конкурс, который образуется у нас в последние годы. В прошлом году, к примеру, на бюджетное обучение по специальности «Дизайн», претендовало 7,8 человека. В среднем конкурс по всем четырем специальностям составляет в последние несколько лет 3-3,5 человека на место. Более того: даже на платное обучение поступают не все желающие.

Сегодня очень популярен дизайн. Поэтому на соответствующую специальность набираем больше всего учащихся: 26 человек. Здесь преобладает платная форма получения образования: на бюджете учится всего 4-5 человек из группы.

В последние годы вырос интерес к живописи. В этом году мы набираем 16 человек. Конкурс в прошлом году был очень высок, и это радует. Большинство учится на бюджете, на платной основе обучается всего 4-6 человек.

Несколько лет назад были проблемы со специальностью «Скульптура». Мы с трудом набирали группы по этой специальности. Но уже в прошлом году конкурс был 2 человека на место, а сегодня, анализируя нашу работу с потенциальными абитуриентами, мы думаем, он будет еще выше.

В рамках специальности «Декоративно-прикладное искусство» мы занимаемся обработкой дерева. На этой специальности учится всего 5 человек, поэтому они всегда находят места для распределения.

Кстати, обучаться специальностям «Скульптура» и «Декоративно-прикладное искусство» в нашем колледже можно только на бюджетной основе.

Практические занятия по живописи
Практические занятия по живописи

– Как проходит вступительная кампания?

– Чтобы поступить в художественный колледж, нужно сдать творческий экзамен. Он состоит из трех этапов. Тем, кто поступает на специальности «Живопись», «Декоративно-прикладное искусство» и «Дизайн», надо сдать вступительный экзамен, который включает в себя испытания по рисунку, живописи, композиции (станковой, если поступать на специальность «Живопись», и декоративную, если на специальности «Дизайн» и «Декоративно-прикладное искусство»).

Тем, кто поступает на специальность «Скульптура», предстоит испытание по рисунку, скульптуре и скульптурной композиции.

Чтобы подготовиться к экзаменам, абитуриенты могут пройти обучение на подготовительных курсах, которые работают у нас в течение всего учебного года и в течение месяца перед вступительными испытаниями. Есть также Дни открытых дверей, тренировочные мастер-классы. Мы приглашаем абитуриентов и в условиях мастерской проводим репетиционные экзамены по всем трем дисциплинам. Кроме того, на сайте колледжа можно познакомиться с требованиями, которые предъявляются к вступительным работам, и с программой вступительных испытаний.

– Как проходят занятия в колледже?

– Все дисциплины, связанные со специальностью, носят практический характер. Обучая рисунку и живописи, мы начинаем с натюрмортов. Потом постепенно усложняем задачу и приводим учащихся к самому сложному – изображению человеческой фигуры.

Наши коллеги по подготовке музыкантов, танцоров, артистов обучают будущих исполнителей, задача которых – уметь исполнять чужое произведение. А каждый наш выпускник – сам композитор, потому что он творит свое произведение. Поэтому недостаточно научить технике и технологии, поставить руку, развить глаз. Нужно настолько развить мышление, сознание, чтобы человек мог сам придумать произведение и передать свою мысль на холсте или в материале. Это в разы сложнее.

Практические занятия по живописи
Практические занятия по живописи

Этому сложно научить. Но это возможно, если учитель, который разбирается в своем деле, объединится с учащимся, который хочет получить знания. И тогда все получится.

Поэтому у нас есть дополнительные занятия, направленные на развитие потенциала учащегося и на становление профессиональных навыков. Мы организовываем большое количество выездных пленэров. Каждый год 31 августа наши первокурсники садятся в автобусы и выезжают на свой первый пленэр. Традиционно мы едем в Несвиж.

Также мы организуем большое количество выставок и по городу, и по стране. Участвуем в конкурсах различного уровня, даже организовали свой международный конкурс, чтобы максимальное количество наших учащихся смогло поучаствовать и привыкало к конкурсной среде.

– Кто работает с учащимися?

– За последние годы значительно обновился состав преподавателей. Практически все – это выпускники Белорусской государственной академии искусств. Многие преподаватели специальных дисциплин в прошлом – наши выпускники.

Сохранение лучших традиций в сочетании с новациями в области художественного творчества всегда являлись главными и отличительными особенностями нашего колледжа. Даже в 1947 году, когда создавался колледж, сюда пришли работать выпускники разных художественных школ: и преподаватели Витебского художественного техникума, и преподаватели из России, Украины, Прибалтики. Соединение разных школ в одну создало свою специфику, благодаря которой наш колледж всегда узнаваем.

– Предоставляет ли колледж общежитие иногородним студентам?

– Пока нет. Новый корпус и общежитие колледжа сейчас находятся в процессе строительства. Наши коллеги из Белорусской государственной академии искусств и Белорусского государственного университета культуры и искусств ежегодно выделяют места нашим учащимся в своих общежитиях.

Мест немного, поэтому мы заселяем только детей, которые нуждаются в жилье.

– Чем могут занять себя учащиеся после занятий?

– Наши дети участвуют в волонтерских проектах. Мы посещаем детские дома, интернаты, хосписы, детские больницы, поликлиники. Ребята проводят мастер-классы, рисуют и лепят вместе с детьми, оформляют холлы и медицинские кабинеты так, чтобы они выглядели привлекательно для посетителей. Маленькие пациенты, рассматривая рисунки на стенах, созданные нашими ребятами, отвлекаются от больничной атмосферы, реже испытывают чувство страха перед посещением врача.

Также в колледже функционирует образовательно-экскурсионный проект. Одно дело – изучать историю всемирного и белорусского искусства по картинкам и презентациям, и совсем другое – видеть ее наяву. Культуру нужно видеть и чувствовать. Для этого нужно встречаться и общаться с людьми-носителями этой культуры, ездить по миру и изучать памятники искусства. Поэтому в течение всего учебного года мы организуем серию поездок по стране. Раз в год выезжаем за границу. В этом году прошла 11-дневная поездка по Италии, в прошлом году – по Германии. Активно сотрудничаем с нашими польскими коллегами.

К каждой поездке мы готовимся: учащиеся ходят на дополнительные занятия, изучают тот материал, столкнуться с которым им предстоит. Все они получают индивидуальное задание на поездку, ведут путевой дневник с эскизами и набросками, а вернувшись, представляют свои серии рисунков, на основе которых организуется выставка. Также по результатам поездки они пишут эссе.

Многие годы мы реализуем проект «Портрет ветерана». Сегодня у нас собралась большая экспозиция портретов.

В этом году мы выиграли гранд ЮНЕСКО на реализацию проекта «Наследие Франциска Скорины», посвященного 500-летию белорусского книгопечатания. Проект предполагает проведение серии выездных пленэров по всем местам, которые связаны с жизнью и творчеством Скорины, исследовательскую деятельность, встречи с представителями учебных заведений посещаемых городов. Так, во время поездки в Италию мы посещали Падуанский университет. И когда в Зале сорока видишь портрет нашего соотечественника, возникает ощущение национальной гордости, понимание значимости национальной культуры.

Мы побывали в Полоцке, Вильнюсе, Праге, Кракове, Падуе. Написали работы, сформировали выставку, которая будет экспонироваться во многих выставочных залах страны. Если реализуем проект до конца, то последняя выставка должна пройти в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже. В рамках проекта будут изданы каталоги пленэрных работ, будет проведена научно-практическая конференция, посвященная 500-летию, будут изданы материалы.

Защита дипломной работы
Защита дипломной работы

– Куда отправляются выпускники после окончания колледжа?

– Наши выпускники выбирают различные места для продолжения своего творческого пути. Кто-то уходит после окончания колледжа работать, а кто-то поступает в высшие учебные заведения. Большая часть поступает в академию искусств или в другие университеты на те же или родственные специальности, которые они освоили в нашем колледже.

– Куда распределяют выпускников?

– Выпускники находят свое первое рабочее место в художественных школах, студиях, центрах дополнительного образования. Возможен вариант, когда выпускник устраивается в дизайнерские студии и отделы дизайна при организациях, где востребован художник или дизайнер. Это могут быть разные организации как бюджетной, так и частной формы собственности.

У нас есть заказчики кадров, с которыми заключены долгосрочные договоры. Сегодня мы поддерживаем связь со всеми основными музеями страны, театрами, художественными школами, центрами дополнительного образования.

Некоторые выпускники сами находят места для распределения. Если их заявки соответствуют специальности и квалификации, мы с удовольствием удовлетворяем их, ведь в этом рабочем месте выпускник заинтересован и его там хотят видеть.

Мы всегда внимательно относимся к распределению и заинтересованы в том, чтобы наши учащиеся трудились в тех местах, где будут продолжать профессионально развиваться.

– Планируются ли какие-либо изменения, которые должны знать будущие учащиеся колледжа?

– Мы не планируем добавлять новые специальности. Наш колледж – единственный в стране, где идет подготовка по всем четырем основным специальностям на уровне среднего специального учебного заведения в области изобразительного искусства.

Мы постоянно корректируем программу, особенно программы специальных дисциплин дизайнеров. Если «Скульптура» и «Живопись» – это классические специальности, устоявшиеся веками, то «Дизайн» – специальность динамично развивающегося направления. После каждого семестра мы обсуждаем, что можно внести в программу, чтобы наш дизайнер был востребованным. Добавляем больше веб- и цифровых технологий.

– Какими качествами нужно обладать, чтобы учиться в колледже?

– Самое главное – это трудолюбие. Как показывает практика, способности – это далеко не все, что нужно для достижения успеха. Безусловно, и творческая составляющая должна быть. В этом и заключается проблема для многих наших первокурсников. До поступления они занимались в студиях или в художественных школах, с удовольствием приходили 1-2 раза в неделю на час или два и под настроение что-то там писали. И все восхищались их работами, говорили, как здорово. Такое времяпрепровождение очень приятное: ты за мольбертом, ты себя реализуешь, у тебя получается. Но это все на любительском уровне.

Как только такие ребята приходят к нам, все меняется. Теперь вне зависимости от того, хочешь или нет, есть у тебя вдохновение или нет, ты должен прийти в мастерскую, стать к мольберту и отработать свои часы. Иногда это четыре часа, а иногда и все 10.

Выпускной
Выпускной

Для того, чтобы был результат, нужно работать. Поэтому я бы на первое место поставил умение, желание работать и организовывать свое время. Еще лучше, если при этом трудолюбие накладывается на способности, которые от работоспособности все больше развиваются.

Безусловно, как и в каждом деле, большая составляющая – это овладение техникой и технологией. А если еще «включил» и свою индивидуальность, результат будет. Очень обидно видеть ребят, которые потенциально очень сильны и могли бы достичь многого, но в силу разных причин не могут себя организовать. И результат оказывается не таким хорошим, каким мог бы быть.

– Что нужно понимать, чтобы стать художником?

– Прежде всего, нужно очень хотеть учиться. Раньше мы говорили, что необходимо закончить художественную школу, чтобы прийти подготовленным и поступить в наш колледж. Но в последнее время к нам все чаще поступают абитуриенты, которые не посещали школу искусств.

Есть случаи, когда человек считает, что он хочет заниматься дизайном, живописью или скульптурой, приходит к нам, а во время учебы понимает: чтобы стать художником, нужно несколько часов ежедневно стоять у станка. И куда-то сразу пропадает все желание. Важно понимать: учиться у нас – это колоссальный труд.

Наталья ДАНИЛЕВИЧ

Республиканский ежемесячный журнал «Кем быть?» — 20.09.2017 — Представляем учебное заведение «Минский государственный художественный колледж имени А. К. Глебова»